Версия сайта для слабовидящих

Учитель физкультуры Тростяницкий В.А.

        

новости       объявления         что задано           фото       карта сайта     

                     

 

Учитель физической культуры Тростяницкий Валерий Андреевич

18.12.2012

 

статья:

Раздельное обучение на уроках физической культуры -  скачать

 

Раздельное обучение  на уроках физической культуры.
Одной из наиболее важных проблем сегодня является проблема укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Сегодня нам хочется поделиться опытом решения этой задачи в нашей  школе.
 В течение многих лет на уроках физической культуры мы проводим раздельное обучение мальчиков и девочек. И можем с уверенностью сказать, что плюсов у данной системы обучения гораздо больше, чем минусов. На уроках мы изучаем такие разделы школьной программы, как легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол, кроссовая подготовка ,гимнастика, подвижные игры, элементы борьбы ,настольный теннис.
Мы организовали учебный процесс по физической культуре с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. В нашей  школе есть большой спортивный зал и малый. На занятия  приходят одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются с преподавателем-женщиной, а все мальчики – с преподавателем-мужчиной. Группа девочек  занимается  в одном зале, а мальчики – в другом, в зависимости от целей и задач урока.  Такая организация урока дает следующие преимущества:
 •Учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола.
Присутствует соревновательный момент, так как на каждом уроке занимаются ученики из двух разных классов.
 •Конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например по гимнастике).
 • Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.
 • Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола.
 Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений (опять же только для физически развитой части класса), но это влияние сходит на «нет» вследствие привыкания. При раздельном обучении привыкания не происходит, но чтобы сохранить положительную составляющую, периодически проводятся совместные зачетные или соревновательные уроки, где присутствие представителей противоположного пола является более значимым и весомым, чем на обычных уроках, а внимание всего класса является стимулом успешной двигательной деятельности. (Для учеников начальной школы это могут быть эстафеты, подвижные игры; для школьников среднего и старшего звена – соревнования любого рода.) А после обычных (не зачетных) уроков появляется дополнительная возможность общения мальчиков и девочек в виде обмена информацией о происходящем на физкультуре с раздельным обучением.
 Раздельное обучение на уроках физкультуры ориентировано в большей степени на средних и слабых учеников, которые чувствуют себя более комфортно (особенно на обучающих уроках) при небольшом внимании окружающих к своей личности. Отсутствие скованности помогает ребятам быстрее освоить сложный элемент или выполнить трудное упражнение. Это дает возможность усилить контроль над всеми учениками. Постепенно происходит относительное выравнивание уровня физической подготовленности в классе. Сильные школьники найдут себя на дополнительных занятиях, в спортивных секциях. Основная задача школьной физкультуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому, привить желание заниматься физическими упражнениями в любом возрасте, полюбить здоровый образ жизни. Именно раздельное обучение на уроках физической культуры с раннего школьного возраста позволяет упростить решение многих этих проблем.
 На занятиях по физической культуре (и прежде всего при разработке содержания вариативной части программы) уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей.
 Только около 40 % школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, телосложения, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п.
 Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста, необходимо стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого можно использовать различные организационные формы: объединить учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно для мальчиков и девочек.
 Содержание программного материала по физической культуре состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. В связи с ведением 3-его урока физической культуры разработка методических материалов для вариативной части программы на сегодняшний день является актуальным вопросом и зависит от материально-технического и кадрового обеспечения школ.
 Также важно учитывать, что организация и проведение уроков физической культуры раздельно для мальчиков и девочек накладывает свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса, требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий, формирования эмоционального микроклимата на уроках.
 Очевидно, что возможность решения задачи раздельного обучения мальчиков и девочек в весьма значительной степени зависит от материально-технических условий конкретной школы, состояния школьных территорий, а также от наличия необходимых спортивных помещений и специальных сооружений. Каждая школа в соответствии с собственными условиями может выбирать содержание, организацию и проведение уроков физической культуры для мальчиков и девочек.
 
  
 
Виды деятельности, которые целесообразно включать в программу физического воспитания для мальчиков
 Атлетическая гимнастика- это научно обоснованная система упражнений, развивающая силу, выносливость, способствующая подготовке молодежи к службе в рядах вооруженных сил. Общедоступность данного вида деятельности объясняется относительно простой техникой выполнения упражнений. Уроки, проводимые в тренажерном зале, положительно влияют на развитие скоростно-силовых способностей, силовой выносливости, координации. Занятия атлетической гимнастикой влияют на формирование у учащихся высокой самооценки, силы воли, что положительно сказывается на дальнейшей интеграции учеников в коллективе и обществе.
 Место для проведения атлетической гимнастикой должно быть укомплектовано штангами, гантелями, гирями, по возможности многофункциональными тренажерами. Также  необходимо иметь в наличие гимнастические скамейки, маты.
 Борьба, как средство физического воспитания, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками единоборств, оказывает разностороннее воздействие на организм, влияет на развитие координационных и кондиционных способностей. Методика проведения занятий заключается в подборе упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых, собственно силовых способностей, специальной выносливости. Такие занятия содействуют воспитанию волевых качеств, что немаловажно для воспитания в мальчике решимости, патриотизма, уверенности.
 Для проведения занятий борьбой нужны определенные условия и материально-техническое обеспечение. Необходимо наличие борцовского ковра или татами в спортивном зале или приспособленном помещении. Использование обычных гимнастических матов, без специальной покрышки, может приводить к травмам различного характера.
 
 Армрестлинг. Самый демократичный и "мирный" вид единоборств, не требующий специальных помещений, оборудования и снаряжения. Методика построения урока с элементами армрестлинга строится на применении разнообразных средств и методов развития не только верхнего плечевого пояса и мышц рук, а также применения упражнений, направленных на общую физическую подготовку, развитие физических качеств. Важно помнить,  что при планировании занятий с элементами армрестлинга, необходимо включать в них теоретические сведения и технико-тактическую подготовку.
  Шахматы  и шашки. Целесообразно заниматься  с детьми, временно освобожденными от занятий физкультурой, по причине перенесенного заболевания.
 Виды деятельности для организации отдельного урока физической культуры для девочек
 Художественная гимнастика. Методика ее проведения на уроке – это выполнение различных комбинаций под музыку, состоящих из пластичных и динамичных гимнастических, танцевальных и акробатических упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Художественная гимнастика формирует гармоничное развитие тела (красивая фигура, правильная осанка, подкаченные мышцы), способствует эстетическому воспитанию, воспитывает вкус, ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные – ловкость, сила, выносливость, связанные с выполнением сложных акробатических движений), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Упражнения художественной гимнастики усиленно развивают выносливость сердечно - сосудистой и дыхательной системы организма ребенка.
   Ритмическая гимнастика. Методика ее проведения и организации на уроке физической культуры заключается в подборе и проведении композиций под музыку, состоящих из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью, статическим и динамическим равновесием. Занятия  ритмической гимнастикой могут включать в себя комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений,  гармонично организованный эмоционально-ритмичной музыкой, а также комплексы упражнений, состоящие из: поворотов, наклонов, вращений, бега, прыжков, движений стоя, сидя, лежа, танцевальных элементов.
           Упражнения с длинной скакалкой. ОФП.
 Черлидинг. Это новый самостоятельный вид спорта, включающий в себя набор упражнений из танцев, гимнастики, акробатики, выполняемых под музыку.
 Методика организации  и проведения занятий строится по классической схеме построения урока: подготовительная, основная и заключительная части. Но есть и особенности в организации занятий: подготовительная и основная части должны включать в себя разделы по общей и специальной физической подготовке. Так в ОФП входят: строевые упражнения, упражнения для профилактики нарушений осанки, упражнения на развитие основных физических качеств. СФП включает в себя: хореографическую подготовку, специальную танцевальную подготовку, специальную техническую (акробатическую) подготовку. При организации занятий в спортивном зале потребуется следующее оборудование и инвентарь: жесткие спортивные маты, мягкие спортивные маты, спортивные коврики, гимнастический мостик, мелкий спортивный инвентарь, музыкальная аппаратура. Черлидинг влияет на развитие таких физических качеств как: выносливость, гибкость, ловкость. Направлен на воспитание и пропаганду здорового образа жизни, толерантности и ответственности.
 
 
 
 
 
 
 
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ №14                                                         Тростяницкий В.А.                      
 
 
 
 
                                  г. Краснодар 2012 г.